16 апреля 2012 г.

Карманные деньги: когда и как?

Карманные деньги: когда и как?:

текст: Мария Сурыгина, [info]tehhi_karamir

Рано или поздно любые родители сталкиваются с вопросами о карманных деньгах ребёнка. Когда начинать давать детям деньги и какими правилам это должно сопровождаться?

Умение распоряжаться деньгами – важный навык. Хорошо когда человек умеет откладывать, не тратя всё сразу, может рассчитать свои нужды, не зависим от суммы в кошельке, какая бы она ни была, умеет жить по средствам, не жадничает, но и не транжирит. Далеко не все взрослые могут этим похвастаться, а ведь благосостояние зависит не только от фактического дохода, но и во многом от умения распределить расход по своим потребностям. У меня есть друзья, которые зарабатывают а 1,5-2 раза больше меня, но регулярно берут у меня в долг. Мне не жалко, потому что у меня всегда отложено на всякий случай.

Навык обращения с деньгами, как и любой другой навык, приобретается с опытом, на примерах, при помощи старших. Как и любой другой навык, легче его усвоить с детства.



Когда начинать?

Если говорить не о случайных эпизодах, то вводить какие-то реальные финансовые отношения на регулярной основе, передавать ребенку ответственность за распоряжение его собственными деньгами следует в возрасте 7 лет, приурочив, например, новую ответственность к поступлению в школу. Хотя и встречаются дети, готовые и в 5-6 лет адекватно воспринять идеи финансовых отношений, но это большая редкость.

Почему именно 7 лет? Во-первых, ребенок должен уметь сносно считать, складывать, вычитать и читать ценники.

Во-вторых, для понимания и работы с вопросом ребенку нужно иметь достаточно развитое абстрактное мышление. Чтобы более-менее адекватно сравнивать ближайшие цели и отдалённые ("Чупа-Чупс" сегодня или гоночная машинка в воскресенье), соотношение количества и качества (мешок тяжелой мелочи или одна сторублевая бумажка – даже младшие школьники, которые умеют считать, не всегда видят, что выгоднее), разные категории объектов (мороженое - физический объект и удовольствие - "сейчас и короткое"), катание на аттракционе (нефизический объект и удовольствие "сейчас и короткое") и раскраску (физический объект и удовольствие "потом и долгое").

В-третьих, у ребёнка должна быть возможность самостоятельно распорядится деньгами – потратить их где-то на свое усмотрение. Поэтому я всё-таки за 7 лет, а не за 5-6, даже если ребенок уже считает и понимает абстракции.

Без соблюдения этих пунктов создание каких-либо финансовых отношений с ребенком – не очень толковая идея. Игры с разнообразными предметами, которые потом, когда придёт время, станут объектами какого-то серьёзного взаимодействия, я считаю бесполезными. Под такими предметами я подразумеваю не ролевую игру в то, что потом ребенок будет делать «по серьёзке», а другую игру, не связанную с настоящим использованием. Игра в высаживание на горшочек медвежонка хороша, даже когда сам малыш ещё совсем не готов пользоваться горшком, она ничему не вредит, и может помочь в будущем. А вот делать из горшка домик для мишки, а потом через полгода объяснять, что в горшок писают - значит только создавать лишние трудности себе и ребенку.

Также и с финансами: если ребенок не может сам посчитать свои деньги, выбрать, на что их потратить и как ими распорядиться, то всё это за него будут делать родители: объяснять свой выбор какими-то причинами, непонятными ребенку (были бы понятны – мог бы сам), оформлять объяснения в какие-то игры, которые не могут быть финансовыми из-за неспособности ребенка понять «фишку». Зачем это надо, если родителям и без того есть, во что с ребенком поиграть?

Как и сколько?

Тут могут работать разные системы, главное, чтобы был чёткий регламент. Выдавать ребёнку деньги стоит определённой суммой в определённое время. Например 50 р. по понедельникам. При этом время и сумма не должны зависеть от поведения ребенка. Хотя в случае какого-то злоупотребления деньгами (тратит на сигареты, или объедается сладким, когда вы боретесь с его лишним весом и т.п.), или какого-то злостного антисемейного поступка, намеренной порче чужого имущества - то есть, только при подходящем форс-мажорном обстоятельстве, можно лишить денежного довольствия или серьёзно его урезать. Причина должна быть связана с неразумной тратой денег, а не привязана к случаю «ты не убираешься в комнате, по этому не получишь карманных денег». Использовать "лишение денег" нужно без фанатизма, не особо увлекаться угрозами на этот счёт.

Оптимальная периодичность выдачи средств - раз в неделю. Чаще – неудобно считать, всё-таки мы живём, как правило, по неделям. Реже – ребенку будет труднее планировать свои расходы.Время у детей длиннее, чем у нас, взрослых.

Конкретная сумма зависит от финансового положения семьи, взглядов родителя и состояния ума самого ребенка. Мне понравился аргумент одной моей клиентки, мамы из состоятельной семьи. Объясняя сыну-подростку отказ в повышении денежного довольствия, она сказала «Немыслимо давать тебе карманными расходами сумму, которая больше пенсии нашей бабушки, ветерана войны». Но у кого-то может быть иное мнение на этот счет, почему нет. Главное, чтобы оно было и было обдуманное.

Я за то, чтобы сумма была минимальна по отношению к его, ребенкиным, ежедневным потребностям. Это научит его распределять деньги, ставить приоритеты, откладывать и копить, не покупать лишнего, просто "потому что блестит". Это очень важные умения в жизни, и их нужно в детстве, с первых финансовых отношений, а не когда-нибудь потом. У родителя может прокручиваться мотив «ну пусть ребенок насладится, у него не такие большие потребности, пока и я же могу ему дать столько, чтобы всё, что он хочет, он мог покупать, успеет ещё поэкономить и каждую копейку считать, а пока пусть у него будет детство». Своя логика в этом аргументе есть, но:

а) финансовые отношения сами по себе недетские, и устраивать игры в детство с такими игрушками не получится; и

б) учить правильно держать ракетку надо сразу, иначе потом не переучишь, это вам скажет любой тренер, и это верно в отношении любого обучения.

Первые финансовые отношения - это в любом случае учёба. Ребенок получил новый объект и учится, что ему с ним делать. Как научится, так и будет жить.

Давать ли что-то сверх регулярных карманных денег – зависит от суммы. Если сумма минимальная, то ребенку, который идет на день рожденья к однокласснику или едет на экскурсию, конечно понадобятся дополнительные деньги. Если сумма избыточна, ребенок может произвести эти траты из накоплений, надо только помочь ему научится рассчитывать расходы и делать накопления.


Какой здесь возможен контроль?

Контроль должен быть минимальным. Здесь важно следить, чтобы ребенок не тратил деньги на действительно вредные для него или окружающих вещи, но не руководить ребенком, чтобы он не тратил деньги «на всякую ерунду». Его деньги - пусть тратит, а если вы собираетесь указывать ему, что ерунда, а что нет – то не надо делать вид, что вы даёте ему деньги в его личное распоряжение.

Вы безусловно можете высказывать мнение по поводу его покупок и трат, обсудить их с позитивной или негативной оценкой. Но не надо давить, манипулировать, приказывать или указывать. Ваше обсуждение должно носить совещательный характер, мнение стороннего наблюдателя.

И конечно не лишним будет что-то посоветовать, помочь своим опытом. Порекомендовать какую-то систему или выступить в качестве «гласа разума», если вы видите, что ребенок собирается сделать трату, о которой потом скорее всего пожалеет. Но это всё на уровне рекомендаций, и ребенок должен знать, что он может делать по-своему, не слушая вашего совета. То есть вы должны ему это прямо дать понять, сказать напрямую – «ты можешь делать как считаешь нужным, но если разрешишь, я расскажу как бы делала я», «ты можешь сейчас это купить, если очень хочешь, но ты правда уверена, что потом не будешь жалеть? Может вспомнишь, вчера ты нашла такой набор красок, который хотела, на него не хватит если потратишь сейчас».

Если у ребенка возникают трудности – помогите ему. Но не увлекайтесь быть неизменной «палочкой-выручалочкой» дать лишние деньги разок другой если ребенок не рассчитал расходы – нормально, постоянно превышать лимит – вредно. Или более строго отнеситесь с этому вопросу и пусть ребенок учится расходовать средства или пересмотрите изначальный лимит, возможно его нехватает.


Поощрение деньгами

Поощрение хороших поступков и\или выполнения семейных дел деньгами я считаю категорически неверным: не тот мотиватор. Надо бы учить ребенка, что помогать любимому человеку – приятно; что семья – это общее дело; что у каждого человека есть доля личной, независимой от «плюшек» ответственности, а не тому, что любой труд должен быть оплачен.

Между членами семьи могут быть финансовые отношения – оплата работы. Но только если удаётся выстроить в какой-то ситуации взаимоотношения по типу «работник-работодатель», а не в отношениях «родитель-ребенок». Заменять денежными отношениями обязанности родителя по воспитанию ребенка – бегство со своих позиций. Родитель должен учить своим примером, примером своих взаимоотношений и с ребенком, и с другими людьми. Хотя, конечно, дать или забрать деньги проще, чем быть приличным человеком.

Родитель может помочь ребенку с финансами, дав ему подработку, за которую заплатит какую-то сумму. Это не «поощрение деньгами», а зарплата, полученная в результате труда с заранее установленной договорённостью. И это должен быть настоящий труд, а не обязанность по дому, представленная в новом свете. Т.е. если вы собирались нанять няню сидеть 2 раза в неделю с малышом, можете предложить это место старшему ребенку-подростку.

Здесь есть тонкий момент: надо чётко дать понять ребенку что подработка – это подработка, а его часть общесемейной работы по дому и ваша общая взаимовыручка – это совсем другое дело.

Отсюда и возраст, в котором можно начинать строить финансовые отношения. Раньше и эту тонкую грань объяснить труднее, и ребенок вряд ли может что-то такое сделать для родителя полезное и нужное чтобы за это можно было заплатить. Фиктивная работа здесь не подходит. Фальшь и наигранность детьми улавливается сразу. Возможно, ребенок не сможет словами сформулировать, в чём подвох, но на уровне восприятия всё поймёт, и реакции, а также опыт, будут соответственными.

Не пугайтесь его работы

И последнее. Возможность работать для подростка - это благо. К сожалению, в нашей стране нет хороших условий для этого, но варианты найти можно. И если вдруг эти варианты подвернулись, или у вас появилась возможность создать рабочее место для вашего ребенка – не отказывайтесь от этого. Как умение тратить деньги состоит не только из подсчёта, сколько из сбалансированного эмоционального отношения к денежному вопросу, так и умение работать состоит не только из выполнения каких-то конкретных рабочих функций, но и из нормального отношения к самому вопросу в целом. Такое отношение формируется из умения себя мотивировать, дисциплинировать, рассчитать на несколько шагов вперед, нести ответственность и делать все эти вещи легко, без тяжести груза ответственности.

Читайте также: