9 марта 2013 г.

Хороший метод изучения иностранного языка

(с) naranja_naranja

Ну если говорить о методиках изучения языка, которые используются в продвинутых системах образовательных и по которым сдаются международные экзамены, то они построены абсолютно иначе.
Ну во-первых там используется метод положительной мотивации. То есть учитель максимально концентрируется на том, что у учеников получается, причем по возможности не сравнивая их друг с другом, а сравнивая каждого ученика с ним самим день\неделю\год назад и подчеркивая успехи. При этом на недостатки внимание обращается не по принципу "ах какой кошмар, да как ты мог", а по принципу "так, вот здесь ты еще не усвоил, давай сделаем еще это и это, чтоб ты понял".
Во-вторых, заучивание используется минимально, в основном лексика запоминается в процессе чтения-слушания-писания-общения и потом лишь слегка доучивается. Часто используется метод выделения основной лексики - с детьми это 3-7 слов\выражений за урок - которая повторяется в течение урока много раз в разнообразнейших(интересных и жизненных!!!!) контекстах и ситуациях и таким образом усваивается стопроцентно. Далее следует второстепенная - еще слов\выражений 10-20, которая тоже повторяется, но может и не усвоиться - предполагается, что дети эту лексику получают в пассиве, то есть понимают, но не все могут употреблять.
В-третьих заучивание текстов в принципе не используется как метод обучения. Так как не способствует развитию понимания языка, спонтанного общения, способности формулировать собственные мысли. Если Вы посмотрите, какие задания и требования в кэмбриджских экзаменах по языку, в IELTS или даже в нашем ЕГЭ(которой неумело слизано с западных стандартов - знаю о чем говорю, лично общалась много раз с теми, кто слизывал:)) - там ничего не сказано о способности запоминать текст. И в заданиях по говорению идет упор на навыки - способность выразить мысль, переформулировать ее другими словами, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, аргументировать и т.п. Ничему из этого заучивание текста не помогает, а скорее мешает.
В-четвертых и главных, на мой взгляд. Процесс обучения любому предмету сегодня это в первую очередь обучение навыкам, а не конкретным знаниям, так как конкретные знания(и язык тоже) меняются с катастрофической скоростью. То есть основная задача учителя - научить основным принципам, логике предмета, научить учиться и не показать, что предмет этот нужный и увлекательный. Зазубривание текстов и лексики ведет к прямопротивоположным результатам - гасит интерес к предмету(крайне редко встречаются дети, которым интересно зубрить большие тексты - разве что они в принципе не видели более интересных методик), не учит самому разбираться, не показывает никакой логики и системы.
Расскажу, чем мы занимались на английском с детьми, то есть конкретно что мы делали на уроках:
- тема вводилась через рассказ анекдота, показ плаката спорного, ролика или сценки по теме ,которая затем бурно обсуждалась. Если обсуждение не шло - я задавала наводяще-провоцирующие вопросы(да, пятиклашки тоже вполне способны именно обсуждать, если не придираться к грамматике и произношению на каждом шагу). Затем углублялись в тему - слушали небольшой диалог или делали тест-опросник(веселый!!!) или в парах рызыгрывали сценки(опираясь на какие-то фразы, но в целом спонтанно).
-Работа с текстом - пробежать и ответить на парочку каверзных вопросов, потом найти в тексте те самые 5 слов основной лексики и исходя из контекста примерно объяснить их значение. Затем эти же слова вставить в юмористический диалог или вопросы теста или кроссворд, скажем. Затем в группах какое-то творческое задание с использованием этой лексики и затем от группы представители выступают с представлением результатов. - Урок- дебаты: в начале получают листки с заданиями(там тоже встречается лексика из учебника + что-то еще по теме) и смотрят видео(новость ВВс, маленький мультик, отрывок познавательной передачи и т.п. - чего только не было). Во время просмотра нужно вставить слова в пропуски. Затем после просмотра ответить на вопросы смысловые по ролику(выбрать вариант или да\нет) + на один вопрос написать развернутый ответ. Дальше листики сдаются(это все занимало 5-7минут) и все смотрят на тему дебатов, все заранее поделены на 2 команды, сидящие напротив друг друга. У команд 5минут, чтоб составить список из минимум трех аргументов за или против темы(соответственно одна команда за, другая против). Затем спикер от первой команды выходит и рассказывает аргументы, его товарищ их записывает на доске, потом выходит спикер от второй - то же самое, потом обе команды садятся писать контраргументы, потом представляют их и делают вывод. Дома на основе этого пишут эссе по теме, где представляют доводы как за, так и против. - Урок домашнего чтения - там также выделялось в каждой главе 5 основных слов, с которыми шла работа схожим образом + обсуждались бурно мотивы и характеры персонажей, переписывался текст от лица каждого из них, составлялись краткие конспекты текста, делали комиксы и сценки по тексту, писали стихи, делали участки художественного перевода(заметьте - до этого никакого перевода, все происходит исключительно на английском или языке жестов, кто не понял - берет с полки словарь:)) -Также часто использовались популярные песни, стихи, комиксы, делали журналы, составляли кроссворды, рисовали плакаты, играли в настольные и подвижные игры, рисовали, вырезали и клеили и т.п. Все это не раз в полгода для разнообразия, а именно на постоянной основе. - Грамматика также дается не заучиванием - прежде чем объяснять какое-либо правило нормальный учебник оксфордский-кембриджский и т.п. вводит конструкцию за несколько месяцев до этого, постепенно, к моменту освоения правила любой из детей уже не только встречал, но и употреблял эту конструкцию. Объяснение идет кратко, живенько, с карточками, примерами, песнями, в которых встречается, рисованием паровозиков из слов, ракет и т.п. Основной упор на живое употребление правила, а не его заучивание. Никаких искусственных фраз, весь язык живой и нужный. То же самое в общем организуется и при репетиторстве с той разницей, что нет групповой-парной работы и больше учитываются особенности конкретного ребенка(кому-то больше рисунков и схем, кому-то больше объяснений, кому-то в движении нужно все давать). В любом случае изучение языка не должно быть скучным и ужасно сложным, это весело и интересно в любом возрасте. Я со своими классами с 5 по 8 играла каждый урок, причем интересно, а не шаблонно. Они бегали искали клады, переписывали слова с секретных записочек на стенах, выполняли команды, описывали супергероев, писали письма подземным жителям и президенту марса, устраивались на работу в компанию по производству искуственных улыбок и т.п. Все это действительно работает, если цель - научить ребенка действительно нужному, живому языку. Дети без проблем общались на миллион тем, выражали сложнейшие мысли минимумом слов(что обычно не поощряется наоборот в советской системе зубрежке, но по жизни очень ценно), понимали носителей языка и живую речь, умели писать письма, эссе, резюме и т.п. Сдавали спокойно международные экзамены. А главное правда чувствовали себя уверенно в языке, им было интересно и хорошо на уроках, они умели найти нужную информацию ,угадать значение слова по контексту, воспользоваться словарем, договориться между собой на англиском, понимали юмор и художественный текст. Они не впадали в ступор при виде незнакомого слова или конструкции, умели вывернуться и найти замену забытому слову, описать сложнейшие явления и чувства. Не, какое там, зачем сама? Ну в смысле что-то само придумывалось где-то, но в основном-то брала из источников. Англоязычный интернет просто кишит сайтами о том, как учить английскому - там мириады игр на любую тему. Для начала посмотрите сайт британского совета(кстати у них бывают чудесные бесплатные онлайн курсы по методике - очень сильные, я в том году училась - напишите им, спросите - может в этом году опять будут) - там огромный раздел по обучению и игры-ролики тоже есть. Очень любила сайт eslprintables - но там чтобы скачивать нужно самому тоже что-то выкладывать. Но просто смотреть-читать бесплатно. А так ну просто нереально Вам тут списки писать - стоит погуглить kids learn english + то, что хотите - games, crosswords, songs и т.п. и у Вас будет несколько десятков минимум сайтов, полных разнообразных материалов. Я лично брала с разных сайтов - Вы можете подобрать парочку для начала и брать только с них, а потом уж больше. Есть сайты по подготовке к кембриджским экзаменам для деток - там тоже много красочного материала. У нас был хороший учебник в основе - Matrix, там тоже полно игр и в нем самом, и дополнительно в книге для учителя предлагается немало. А для малышей мне нравится Happy Earth - Happy street и т.п. Но в целом любые кембриджские и оксфордские учебники для детей дают море игр и интересных занятий - можно для ознакомления просто с торрентов скачать, чтоб много денег сразу не тратить, а там уж купить, что выберете. Я лично беру учебник в основу в любом случае - без него намного сложнее строить обучение, я может и могу, но это сил надо в разы больше тратить. Но учебник нужно брать приличный:) Из наших авторов приличная Мещерякова - в общем тоже содрала методику с западных, но качественно содрала:) Там тоже много игр-песен и т.п. Только если Вы действительно планируете этим много заниматься - я бы все же советовала какие-то приличные курсы или хотя бы взять учебник почитать по методике, ну скажем по подготовке к кембриджскому экзамену для учителей английского или еще что-то импортное приличное по коммуникативной методике. Но лучше курсы:) Британский совет и Лэнгвич Линк - проверенные места точно. Если пошукать в интернете - на англоязычных ресурсах наверняка полно онлайн-курсов еще бесплатных или дешевых, я просто не искала.