26 января 2018 г.
Привязанность и зависимость
Профессор Питер Коэн (Нидерланды): "Может, нам и не стоит даже называть это зависимостью? Может, нам следует называть это связыванием? У людей есть естественная и врождённая потребность создавать связи. Когда мы счастливы и здоровы, мы объединяемся друг с другом. Но если вы не можете это сделать, потому что травмированы, изолированы или побиты жизнью, то вы найдёте связь с чем-то, что даст вам некое чувство облегчения. Это могут быть азартные игры, это может быть порнография, это может быть кокаин, это может быть марихуана, но вы создадите связь и объединитесь с чем-то, потому что такова наша природа. Это то, чего мы хотим как люди."
30 мая 2017 г.
Алмазное правило
http://mi3ch.livejournal.com/3787926.html
Есть золотое правило этики: «Как ты хочешь, чтобы обращались с тобой,
так и ты поступай с другими» или «Не делай другому того, чего не хочешь
себе». Совершенно независимо это правило высказывалось Конфуцием,
мудрецами Греции, еврейскими пророками.
Но есть еще и алмазное
правило этики: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Приноси
пользу наибольшему числу людей, но именно в том, в чем никто, кроме
тебя, не может принести эту пользу.
Золотое правило – это
обратимость субъекта и объекта: поставь себя на место другого, не делай
ему того, чего не хочешь себе. Алмазное правило, напротив, подчеркивает
именно несводимость субъекта морального действия к его объекту, его
индивидуальность и исключительность.
Есть золотое правило этики: «Как ты хочешь, чтобы обращались с тобой,
так и ты поступай с другими» или «Не делай другому того, чего не хочешь
себе». Совершенно независимо это правило высказывалось Конфуцием,
мудрецами Греции, еврейскими пророками.
Но есть еще и алмазное
правило этики: «Сделай то, чего никто не может, кроме тебя». Приноси
пользу наибольшему числу людей, но именно в том, в чем никто, кроме
тебя, не может принести эту пользу.
Золотое правило – это
обратимость субъекта и объекта: поставь себя на место другого, не делай
ему того, чего не хочешь себе. Алмазное правило, напротив, подчеркивает
именно несводимость субъекта морального действия к его объекту, его
индивидуальность и исключительность.
2 мая 2017 г.
Hit the Reset Button in Your Brain - NYTimes.com
Hit the Reset Button in Your Brain - NYTimes.com
By DANIEL J. LEVITIN
August 9, 2014
THIS
month, many Americans will take time off from work to go on vacation,
catch up on household projects and simply be with family and friends.
And many of us will feel guilty for doing so. We will worry about all of
the emails piling up at work, and in many cases continue to
compulsively check email during our precious time off.
month, many Americans will take time off from work to go on vacation,
catch up on household projects and simply be with family and friends.
And many of us will feel guilty for doing so. We will worry about all of
the emails piling up at work, and in many cases continue to
compulsively check email during our precious time off.
But
beware the false break. Make sure you have a real one. The summer
vacation is more than a quaint tradition. Along with family time,
mealtime and weekends, it is an important way that we can make the most
of our beautiful brains.
beware the false break. Make sure you have a real one. The summer
vacation is more than a quaint tradition. Along with family time,
mealtime and weekends, it is an important way that we can make the most
of our beautiful brains.
Every day we’re assaulted
with facts, pseudofacts, news feeds and jibber-jabber, coming from all
directions. According to a 2011 study, on a typical day, we take in the
equivalent of about 174 newspapers’ worth of information, five times as
much as we did in 1986. As the world’s 21,274 television stations
produce some 85,000 hours of original programming every day (by 2003
figures), we watch an average of five hours of television per day. For
every hour of YouTube video you watch, there are 5,999 hours of new
video just posted!
with facts, pseudofacts, news feeds and jibber-jabber, coming from all
directions. According to a 2011 study, on a typical day, we take in the
equivalent of about 174 newspapers’ worth of information, five times as
much as we did in 1986. As the world’s 21,274 television stations
produce some 85,000 hours of original programming every day (by 2003
figures), we watch an average of five hours of television per day. For
every hour of YouTube video you watch, there are 5,999 hours of new
video just posted!
If you’re feeling overwhelmed,
there’s a reason: The processing capacity of the conscious mind is
limited. This is a result of how the brain’s attentional system evolved.
Our brains have two dominant modes of attention: the task-positive
network and the task-negative network (they’re called networks because
they comprise distributed networks of neurons, like electrical circuits
within the brain). The task-positive network is active when you’re
actively engaged in a task, focused on it, and undistracted;
neuroscientists have taken to calling it the central executive. The
task-negative network is active when your mind is wandering; this is the
daydreaming mode. These two attentional networks operate like a seesaw
in the brain: when one is active the other is not.
there’s a reason: The processing capacity of the conscious mind is
limited. This is a result of how the brain’s attentional system evolved.
Our brains have two dominant modes of attention: the task-positive
network and the task-negative network (they’re called networks because
they comprise distributed networks of neurons, like electrical circuits
within the brain). The task-positive network is active when you’re
actively engaged in a task, focused on it, and undistracted;
neuroscientists have taken to calling it the central executive. The
task-negative network is active when your mind is wandering; this is the
daydreaming mode. These two attentional networks operate like a seesaw
in the brain: when one is active the other is not.
This
two-part attentional system is one of the crowning achievements of the
human brain, and the focus it enables allowed us to harness fire, build
the pyramids, discover penicillin and decode the entire human genome.
Those projects required some plain old-fashioned stick-to-itiveness.
two-part attentional system is one of the crowning achievements of the
human brain, and the focus it enables allowed us to harness fire, build
the pyramids, discover penicillin and decode the entire human genome.
Those projects required some plain old-fashioned stick-to-itiveness.
But
the insight that led to them probably came from the daydreaming mode.
This brain state, marked by the flow of connections among disparate
ideas and thoughts, is responsible for our moments of greatest
creativity and insight, when we’re able to solve problems that
previously seemed unsolvable. You might be going for a walk or grocery
shopping or doing something that doesn’t require sustained attention and
suddenly — boom — the answer to a problem that had been vexing you
suddenly appears. This is the mind-wandering mode, making connections
among things that we didn’t previously see as connected.
the insight that led to them probably came from the daydreaming mode.
This brain state, marked by the flow of connections among disparate
ideas and thoughts, is responsible for our moments of greatest
creativity and insight, when we’re able to solve problems that
previously seemed unsolvable. You might be going for a walk or grocery
shopping or doing something that doesn’t require sustained attention and
suddenly — boom — the answer to a problem that had been vexing you
suddenly appears. This is the mind-wandering mode, making connections
among things that we didn’t previously see as connected.
A
third component of the attentional system, the attentional filter,
helps to orient our attention, to tell us what to pay attention to and
what we can safely ignore. This undoubtedly evolved to alert us to
predators and other dangerous situations. The constant flow of
information from Twitter, Facebook, Vine, Instagram, text messages and
the like engages that system, and we find ourselves not sustaining
attention on any one thing for very long — the curse of the information
age.
third component of the attentional system, the attentional filter,
helps to orient our attention, to tell us what to pay attention to and
what we can safely ignore. This undoubtedly evolved to alert us to
predators and other dangerous situations. The constant flow of
information from Twitter, Facebook, Vine, Instagram, text messages and
the like engages that system, and we find ourselves not sustaining
attention on any one thing for very long — the curse of the information
age.
My
collaborator Vinod Menon, a professor of neuroscience at Stanford, and I
showed that the switch between daydreaming and attention is controlled
in a part of the brain called the insula, an important structure about
an inch or so beneath the surface of the top of your skull. Switching
between two external objects involves the temporal-parietal junction. If
the relationship between the central executive system and the
mind-wandering system is like a seesaw, then the insula — the
attentional switch — is like an adult holding one side down so that the
other stays up in the air. The efficacy of this switch varies from
person to person, in some functioning smoothly, in others rather rusty.
But switch it does, and if it is called upon to switch too often, we
feel tired and a bit dizzy, as though we were seesawing too rapidly.
collaborator Vinod Menon, a professor of neuroscience at Stanford, and I
showed that the switch between daydreaming and attention is controlled
in a part of the brain called the insula, an important structure about
an inch or so beneath the surface of the top of your skull. Switching
between two external objects involves the temporal-parietal junction. If
the relationship between the central executive system and the
mind-wandering system is like a seesaw, then the insula — the
attentional switch — is like an adult holding one side down so that the
other stays up in the air. The efficacy of this switch varies from
person to person, in some functioning smoothly, in others rather rusty.
But switch it does, and if it is called upon to switch too often, we
feel tired and a bit dizzy, as though we were seesawing too rapidly.
Every
status update you read on Facebook, every tweet or text message you get
from a friend, is competing for resources in your brain with important
things like whether to put your savings in stocks or bonds, where you
left your passport or how best to reconcile with a close friend you just
had an argument with.
status update you read on Facebook, every tweet or text message you get
from a friend, is competing for resources in your brain with important
things like whether to put your savings in stocks or bonds, where you
left your passport or how best to reconcile with a close friend you just
had an argument with.
If you want to be more
productive and creative, and to have more energy, the science dictates
that you should partition your day into project periods. Your social
networking should be done during a designated time, not as constant
interruptions to your day.
productive and creative, and to have more energy, the science dictates
that you should partition your day into project periods. Your social
networking should be done during a designated time, not as constant
interruptions to your day.
Email,
too, should be done at designated times. An email that you know is
sitting there, unread, may sap attentional resources as your brain keeps
thinking about it, distracting you from what you’re doing. What might
be in it? Who’s it from? Is it good news or bad news? It’s better to
leave your email program off than to hear that constant ping and know
that you’re ignoring messages.
too, should be done at designated times. An email that you know is
sitting there, unread, may sap attentional resources as your brain keeps
thinking about it, distracting you from what you’re doing. What might
be in it? Who’s it from? Is it good news or bad news? It’s better to
leave your email program off than to hear that constant ping and know
that you’re ignoring messages.
Increasing
creativity will happen naturally as we tame the multitasking and
immerse ourselves in a single task for sustained periods of, say, 30 to
50 minutes. Several studies have shown that a walk in nature or
listening to music can trigger the mind-wandering mode. This acts as a
neural reset button, and provides much needed perspective on what you’re
doing.
creativity will happen naturally as we tame the multitasking and
immerse ourselves in a single task for sustained periods of, say, 30 to
50 minutes. Several studies have shown that a walk in nature or
listening to music can trigger the mind-wandering mode. This acts as a
neural reset button, and provides much needed perspective on what you’re
doing.
Daydreaming leads to creativity, and
creative activities teach us agency, the ability to change the world, to
mold it to our liking, to have a positive effect on our environment.
Music, for example, turns out to be an effective method for improving
attention, building up self-confidence, social skills and a sense of
engagement.
creative activities teach us agency, the ability to change the world, to
mold it to our liking, to have a positive effect on our environment.
Music, for example, turns out to be an effective method for improving
attention, building up self-confidence, social skills and a sense of
engagement.
This radical idea — that problem
solving might take some time and doesn’t always have to be accomplished
immediately — could have profound effects on decision making and even on
our economy. Consider this: By some estimates, preventable medical
error is the third leading cause of death in the United States,
accounting for hundreds of thousands of deaths each year. You want your
diagnostician to give the right answer, not always the quickest one.
Zoning out is not always bad. You don’t want your airline pilot or air
traffic controller to do it while they’re on the job, but you do want
them to have opportunities to reset — this is why air traffic control
and other high-attention jobs typically require frequent breaks. Several
studies have shown that people who work overtime reach a point of
diminishing returns.
solving might take some time and doesn’t always have to be accomplished
immediately — could have profound effects on decision making and even on
our economy. Consider this: By some estimates, preventable medical
error is the third leading cause of death in the United States,
accounting for hundreds of thousands of deaths each year. You want your
diagnostician to give the right answer, not always the quickest one.
Zoning out is not always bad. You don’t want your airline pilot or air
traffic controller to do it while they’re on the job, but you do want
them to have opportunities to reset — this is why air traffic control
and other high-attention jobs typically require frequent breaks. Several
studies have shown that people who work overtime reach a point of
diminishing returns.
Taking breaks is biologically
restorative. Naps are even better. In several studies, a nap of even 10
minutes improved cognitive function and vigor, and decreased sleepiness
and fatigue. If we can train ourselves to take regular vacations — true
vacations without work — and to set aside time for naps and
contemplation, we will be in a more powerful position to start solving
some of the world’s big problems. And to be happier and well rested
while we’re doing it.
restorative. Naps are even better. In several studies, a nap of even 10
minutes improved cognitive function and vigor, and decreased sleepiness
and fatigue. If we can train ourselves to take regular vacations — true
vacations without work — and to set aside time for naps and
contemplation, we will be in a more powerful position to start solving
some of the world’s big problems. And to be happier and well rested
while we’re doing it.
Daniel
J. Levitin is the director of the Laboratory for Music, Cognition and
Expertise at McGill University and the author of “The Organized Mind:
Thinking Straight in the Age of Information Overload.”
J. Levitin is the director of the Laboratory for Music, Cognition and
Expertise at McGill University and the author of “The Organized Mind:
Thinking Straight in the Age of Information Overload.”
27 апреля 2017 г.
Почему люди плачут? — ПостНаука
Почему люди плачут? — ПостНаука
того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разграничить два понятия:
слезотечение и плач. Слезная жидкость образуется постоянно и
способствует защите, смачиванию и питанию тканей глаза, поскольку в
самой роговице нет кровеносных сосудов, способных обеспечивать ее
питание. Повышенное слезотечение — это защитная реакция организма на
внешние раздражители, при действии которых выделяется слезная жидкость,
обеспечивающая дополнительную защиту глаза. В слезе, как и в слюне,
содержится лизоцим, который обладает антимикробным эффектом.
Слезотечение может возникать и при зевании, действии резких запахов,
например запахов лука или перца. При подобных раздражениях срабатывает
специальный защитный рефлекс, подобный тем, что возникают, если человек
ударился или укололся. Рефлекторное слезотечение при раздражении
слизистых оболочек возникает за счет возбуждения рецепторами веточек
чувствительных волокон пятой пары черепно-мозговых нервов — тройничного
нерва. Подобное слезотечение может возникать и у некоторых видов
животных.
Механизмы выделения слез при плаче отличаются от механизмов
слезотечения. Плач — это прежде всего эмоциональная реакция, присущая
только человеку. Чаще всего люди плачут, испытывая негативные эмоции,
однако и сильные положительные эмоции также могут вызывать плач. В этом
случае выделение слез обеспечивается эмоциогенными лимбическими
системами головного мозга. Команда к слезным железам передается за счет
парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, которая за счет
выделения ацетилхолина, медиатора парасимпатической системы, увеличивает
выделение слезной жидкости. Выделение слез при эмоциональных
возбуждениях — горе, печали, религиозных чувствах — обеспечивается
участием лимбических структур, которые контролируют различные
вегетативные функции организма — гиппокампа, перегородки, гипоталамуса.
Эмоции как лекарства и возбудители болезней
Лимбические структуры мозга подают сигнал лицевому нерву —
седьмой паре черепно-мозговых нервов. Таким образом, иннервация и
усиление секреции слезы обеспечиваются с помощью парасимпатических
волокон седьмой пары черепно-мозговых нервов. Парасимпатический отдел
нервной системы обладает расслабляющим и успокаивающим действием, его
активация приводит к восстановлению организма после различных стрессов.
Поэтому в народе говорят, что малая слеза лечит большое горе. Усиление
тонуса парасимпатической системы избавляет организм от напряжения,
избыточного стресса и способствует сну. Механизм выделения слез радости
такой же, как при печали: он обеспечивается все теми же возбуждениями
эмоциогенных структур головного мозга.
Известно, что в слезе, которая обеспечивается возбуждением
эмоциональных структур, содержатся определенные гормоны, например
пролактин, адренокортикотропный гормон. Адренокортикотропный гормон
стимулирует выделение в надпочечниках кортизола. Кортизол является
основным гормоном, который формирует изменение функций организма при
различных стрессах. Пролактин также считается одним из гормонов стресса.
Подобно другим гормонам пептидной природы, он обладает широким
действием на разные органы. В частности, пролактин увеличивает выделение
молока в молочных железах и обладает обезболивающим эффектом.
Предполагают, что он уменьшает чувство боли при кусании ребенком сосков
матери.
Также при плаче в слезе повышается содержание гормона
антиноцицептивной (противоболевой) системы — энкефалина, который снижает
чувство боли и является индуктором позитивных эмоциональных состояний,
эйфории и счастья.
Помимо усиления секреции слезы, при плаче сокращаются
определенные мимические мышцы, которые приводят к подергиванию губ,
носа, к всхлипываниям, движениям жевательной мускулатуры.
Плач выполняет важную коммуникативную функцию: он дает
возможность лучше коммуницировать членам сообщества и понимать эмоции
других людей. Например, в старину в русских деревнях были даже
специальные плакальщицы, которых приглашали на похороны для создания
всеобщей атмосферы горя и печали. К примеру, благодаря плачу ребенка
мать лучше понимает его состояние и потребности. Считается, что у
ребенка до 4 месяцев при плаче слезы еще не выделяются, поскольку
специальные нервные пути для этого еще не сформированы.
Павел Умрюхин
доктор
медицинских наук, профессор Первого московского государственного
медицинского университета, старший научный сотрудник лаборатории
системных механизмов эмоционального стресса НИИ нормальной физиологии
им. П.К. Анохина РАМН
Физиолог Павел Умрюхин о разнице между слезотечением и плачем, гормонах стресса и механизмах выделения слез
Длятого чтобы ответить на этот вопрос, нужно разграничить два понятия:
слезотечение и плач. Слезная жидкость образуется постоянно и
способствует защите, смачиванию и питанию тканей глаза, поскольку в
самой роговице нет кровеносных сосудов, способных обеспечивать ее
питание. Повышенное слезотечение — это защитная реакция организма на
внешние раздражители, при действии которых выделяется слезная жидкость,
обеспечивающая дополнительную защиту глаза. В слезе, как и в слюне,
содержится лизоцим, который обладает антимикробным эффектом.
Слезотечение может возникать и при зевании, действии резких запахов,
например запахов лука или перца. При подобных раздражениях срабатывает
специальный защитный рефлекс, подобный тем, что возникают, если человек
ударился или укололся. Рефлекторное слезотечение при раздражении
слизистых оболочек возникает за счет возбуждения рецепторами веточек
чувствительных волокон пятой пары черепно-мозговых нервов — тройничного
нерва. Подобное слезотечение может возникать и у некоторых видов
животных.
Механизмы выделения слез при плаче отличаются от механизмов
слезотечения. Плач — это прежде всего эмоциональная реакция, присущая
только человеку. Чаще всего люди плачут, испытывая негативные эмоции,
однако и сильные положительные эмоции также могут вызывать плач. В этом
случае выделение слез обеспечивается эмоциогенными лимбическими
системами головного мозга. Команда к слезным железам передается за счет
парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, которая за счет
выделения ацетилхолина, медиатора парасимпатической системы, увеличивает
выделение слезной жидкости. Выделение слез при эмоциональных
возбуждениях — горе, печали, религиозных чувствах — обеспечивается
участием лимбических структур, которые контролируют различные
вегетативные функции организма — гиппокампа, перегородки, гипоталамуса.
Эмоции как лекарства и возбудители болезней
Лимбические структуры мозга подают сигнал лицевому нерву —
седьмой паре черепно-мозговых нервов. Таким образом, иннервация и
усиление секреции слезы обеспечиваются с помощью парасимпатических
волокон седьмой пары черепно-мозговых нервов. Парасимпатический отдел
нервной системы обладает расслабляющим и успокаивающим действием, его
активация приводит к восстановлению организма после различных стрессов.
Поэтому в народе говорят, что малая слеза лечит большое горе. Усиление
тонуса парасимпатической системы избавляет организм от напряжения,
избыточного стресса и способствует сну. Механизм выделения слез радости
такой же, как при печали: он обеспечивается все теми же возбуждениями
эмоциогенных структур головного мозга.
Известно, что в слезе, которая обеспечивается возбуждением
эмоциональных структур, содержатся определенные гормоны, например
пролактин, адренокортикотропный гормон. Адренокортикотропный гормон
стимулирует выделение в надпочечниках кортизола. Кортизол является
основным гормоном, который формирует изменение функций организма при
различных стрессах. Пролактин также считается одним из гормонов стресса.
Подобно другим гормонам пептидной природы, он обладает широким
действием на разные органы. В частности, пролактин увеличивает выделение
молока в молочных железах и обладает обезболивающим эффектом.
Предполагают, что он уменьшает чувство боли при кусании ребенком сосков
матери.
Также при плаче в слезе повышается содержание гормона
антиноцицептивной (противоболевой) системы — энкефалина, который снижает
чувство боли и является индуктором позитивных эмоциональных состояний,
эйфории и счастья.
Помимо усиления секреции слезы, при плаче сокращаются
определенные мимические мышцы, которые приводят к подергиванию губ,
носа, к всхлипываниям, движениям жевательной мускулатуры.
Плач выполняет важную коммуникативную функцию: он дает
возможность лучше коммуницировать членам сообщества и понимать эмоции
других людей. Например, в старину в русских деревнях были даже
специальные плакальщицы, которых приглашали на похороны для создания
всеобщей атмосферы горя и печали. К примеру, благодаря плачу ребенка
мать лучше понимает его состояние и потребности. Считается, что у
ребенка до 4 месяцев при плаче слезы еще не выделяются, поскольку
специальные нервные пути для этого еще не сформированы.
Павел Умрюхин
доктор
медицинских наук, профессор Первого московского государственного
медицинского университета, старший научный сотрудник лаборатории
системных механизмов эмоционального стресса НИИ нормальной физиологии
им. П.К. Анохина РАМН
23 мая 2016 г.
Дети и еда: alpha_parenting
Дети и еда: alpha_parenting
тоже не остаётся в стороне от вопроса о детской еде. Но рассматривают
они его с разных точек зрения. У меня давно бродит идея эти подходы
«поженить», найти общую основу и совместить их для практического
использования так, чтобы взять из них лучшее, дополнить один другим. Я
хочу попытаться это сделать с вашей помощью – я опишу теоретические
основы и своё видение, а вас прошу в комментариях высказывать своё
мнение, дополнять примерами, спорить с логикой моих рассуждений тоже
можно :) К сожалению, не в моей компетенции ответить на вопросы о том,
как накормить конкретного ребёнка полезной едой, за этим лучше
обратиться по ссылкам выше.
За основу рассуждений я беру посты Светланы Бронниковой про интуитивное
питание, недавнюю лекцию центра Интуит про детское питание, вопрос-ответ
с преподавателем Института Ньюфелда Тамарой Страйжек о проблемах с едой
и свои знания, полученные в процессе учёбы в этом институте, куда ж их
денешь :)
Итак, есть идея питания по запросу организма – слушание
своего голода и насыщения, потребностей в определённой еде, интуиции.
Это в нас заложено и работает автоматически с рождения. Если детям этот
механизм не испортить, то, в теории, они будут выбирать ту еду, которая
нужна им для правильного развития, использовать её по предназначению
(для утоления физического голода, а не неврозов, например), вовремя
останавливаться, а их питание будет здоровым и благополучным. Есть
известный эксперимент с неблагополучными детьми, которые сами выбирали
свою еду в течение нескольких месяцев, в результате чего их диета
оказалась полезной и сбалансированной, показатели здоровья улучшились. С
этой частью вроде бы всё понятно.
Но дети у нас существуют не сами по себе, они находятся в социуме, в котором вокруг еды сложилисьопределённые ритуалы и правила. Самый влиятельный социум для ребёнка –
его семья, так что без разговора о привязанности мы не обойдёмся :) У
млекопитающих стремление к привязанности сильнее, чем голод (см.
эксперименты Харлоу с обезьянками), и это логично: побежишь за едой и
отстанешь от родителей – наешься один раз, а дальше что? Если побежишь
за родителями, они накормят тебя и сейчас, и завтра. Привязанность и
проблемы с ней не могут не влиять на детское питание, это неизбежно.
Именно привязанность создаёт обстановку, в которой ребёнок может
спокойно почувствовать свой голод и насыщение.
Одно из проявлений родительской заботы – кормление ребёнка, это мощный ритуал поддержания привязанности, говорящий: «Я всё предусмотрел, эта еда безопасна, я
выбрал её для тебя, ты можешь мне довериться, расслабься и кушай
спокойно, у меня всё под контролем». Мы лучше едим и чувствуем свои
потребности в пище в спокойной обстановке с приятными нам людьми. В
некомфортной компании «кусок в горло не лезет», а за праздничными
застольями мы часто переедаем под влиянием коллективной атмосферы. Те, с
кем мы едим, влияют даже на нас, взрослых, а для детей это ещё более
справедливо. И дело даже не в том, что дети больше копируют наши
привычки – то, что мы делаем, а не то, что мы им говорим. Их
привязанность к нам (через похожесть и другие уровни) заставляет их
отдавать приоритет нашим с ними отношениям, а не собственному аппетиту и
голоду. Если бы это было не так, то у нас не было бы целых поколений
людей с нарушенным пищевым поведением, да и интуитивное питание не
получило бы такую популярность – все и так слушали бы себя и ели бы
осознанно. Но ситуация обстоит иначе, в нашей голове существует целый
набор штампов, на которые мы опираемся и которые передаём детям: десерт
только после основного блюда, дети не должны мало или много весить, надо
доесть всё на тарелке, есть нужно в строго определённое время, каждый
приём пищи должен быть полноценным, к мясу положен гарнир, сильно
солёное или сладкое – вредно, есть «полезная» и «вредная» еда, на обед
нужно есть суп, на завтрак кашу, фрукт на обед – «не еда» и так далее.
Всё это нам вложили в голову наши привязанности и ради них мы отказались
от своих ощущений и потребностей ещё в детстве. Сейчас у нас есть шанс
помочь нашим детям обрести здоровые привычки в питании и хоть немного
разгрести эти установки.
Еда – это также один из основных компенсаторных механизмов при психологических травмах. При переваривании пищи у нас активируется парасимпатическая нервная система, мы
успокаиваемся и расслабляемся. Недавнее исследование 57 000 женщин
показало, что те, кто испытал сексуальное или физическое насилие в
детстве, в два раза более склонны к перееданию и излишнему набору веса. В
этой же статье приводится шокирующий пример про то, что люди,
перенёсшие бариатрическую операцию (уменьшение объёма желудка), попадали
потом в психиатрические клиники - у них забрали то, с помощью чего они
справлялись с проблемами, и проблемы их накрывали с головой.
Таким образом, перед нами стоит задача из двух частей:
1) взять ответственность за ситуацию с едой на себя, создать атмосферу
заботы, расслабить детей, предложить им больше еды, чем требуется
(насыщает именно изобилие, как и в случае с привязанностью), избавить их
от каких-либо волнений, связанных с едой; 2) вовремя остановиться и не
передавить своей заботой их собственные ощущения от еды, не впасть в
гиперопеку, дать им построить с пищей свои уникальные отношения, научить
слышать голод и насыщение.
Как выполнить эти задачи в рамках конкретной семьи, учитывая интересы всех её членов, - творческая работа каждого отдельного родителя, общих рецептов тут нет и быть не может.
Чтобы соблюсти правильный баланс, стоит помнить про оба этих компонента и
сочетать их. Не стоит также забывать, что идеал недостижим, без ошибок
мы не обойдёмся, и речь идёт про общее направление, фон, который
сопровождает приём пищи, а не погоню за деталями, за которые мы себе
поставим галочки. Наш глобальный посыл более важен, чем соблюдение
частностей.
В нашей семье мы спокойно относимся к порядку блюд,
разрешаем детям есть сладкое перед основной едой или вместо неё. Моя
дочь как-то ела мороженое, увидела котлету, отложила мороженку, слопала
котлету и вернулась обратно к мороженке :) В тот момент я поняла, что
этот подход действительно работает! Но общий объём сладостей в день я,
например, ограничиваю. Насколько вы готовы довериться детской и своей
интуиции и отпустить контроль над процессом – личное дело каждого :)
Накидаю свои идеи, как можно осуществлять всё это на практике.
Избыточность
В обоих подходах есть концепция избыточности, которая очень важна для
создания ощущения достаточности и спокойствия. Если у вас в холодильнике
килограмм пирожных, то вряд ли возникнет желание слопать их прямо
сейчас, потому что на завтра не хватит. Наличие еды в избыточном
количестве расслабляет нас, снижает «психологический голод». То же самое
с привязанностью – если нам дают заботы больше, чем нам нужно, то нам
не приходится по ней голодать, постоянно искать, выпрашивать и хватать
каждую крошку. Постоянное наличие еды, её выбор и щедрое предложение –
необходимые условия для развития правильного пищевого поведения. Эта
концепция воплощается у Гордона Ньюфелда в метафоре пира, застолья. Если
посмотреть, как принимают гостей в восточных культурах, то мы увидим
тот же подход – избыточность, разнообразие еды, создание
доброжелательной атмосферы, приятные беседы за столом, поддержание
привязанности и альфа-позиции хозяев через ритуалы – всё уже придумано
до нас :) Можно взять за ориентир подобные традиции, понаблюдать за
семьями, в которых это ещё сохранилось.
Инициатива и альфа
За предложение еды и организацию приёмов пищи отвечает альфа, то есть
родитель. Инициатива должна исходить от него. На нём непростая задача –
учитывать привычки и предпочтения членов семьи, готовить то, что им
нравится, знать время, когда они проголодаются, давать хотя бы
минимальный выбор блюд, брать перекусы с собой, если планируется долго
быть вне дома. Дети не должны волноваться об этом, иначе у них возникнет
соблазн перехватить инициативу.
Альфа дирижирует процессом:
готовит и накрывает на стол, организует своих помощников, зовёт всех
кушать. Мои бабушки обычно сами раскладывали еду по тарелкам, а
помогающие им просто их относили на стол и потом убирали, то есть,
бабушки сами определяли размер порции (можно было попросить добавку) и
никто кроме них не дотрагивался до кастрюль. Думаю, что это было
неспроста так устроено, жаль, что мы утратили эти ритуалы в наше время,
хотя в некоторых семьях гостям до сих пор не разрешено заходить на
кухню, самим убирать тарелки или (боже упаси!) мыть их. Самообслуживание
в гостях раньше было непринято.
Остальные члены семьи выбирают из предложенного, что они будут есть и сколько, останавливаются, когда нужно. Само собой, что уговаривать и шантажировать едой не стоит, очень важно уметь услышать отказ ребёнка и не пытаться через угрозы или через
любовь к вам его преодолевать. Нам нужно научиться не мешать детям
слушать свой голод и насыщение, предлагать, но не настаивать, не
заставлять доедать, не говорить, что они мало поели (это наше видение, а
не их), не создавать у них в глазах образы «неправильной» еды.
Нам самим стоит подавать детям правильный пример за столом – а это самое
сложное! :) К себе стоит применять тот же самый заботливый и
уважительный подход, что и к детям: не ругать себя, не заставлять, не
ограничивать и не насиловать в какой-либо форме, тем более так, чтобы
детям это становилось заметно.
Атмосфера
Очень важно создавать благоприятную обстановку за столом – мирные разговоры,
доброжелательный настрой, контакт глаз, улыбки, темы, поддерживающие
привязанность и вызывающие хорошие эмоции (не обсуждать проблемы, не
отчитывать за успеваемость в школе). Чем меньше негативных эмоций
сопровождает еду, по любым поводам, тем всем будет проще. Семейный обед
или ужин хотя бы раз в день – это такой оазис принятия и спокойствия в
нашем нервном мире, он нужен и взрослым, и детям.
Когда мы постоянно испытываем стресс, организм готовится к неприятностям и
запасается калориями впрок. Поэтому при длительном стрессе люди полнеют,
даже если не переедают (больше усваивается, видимо).
Необходимо также исключить за столом то, что сильно развлекает, уводит внимание от
еды, особенно телевизоры и электронные устройства. Если наши мысли
поглощены интересной передачей или игрой, то нам сложно будет
почувствовать момент насыщения. Ещё в древнем индийском подходе к
здоровью, аюрведе, рекомендовалось во время еды полностью уделять
внимание этому процессу, быть в моменте, кушать осознанно, не
допускались даже разговоры.
Альфа-комплекс у детей
Дети, полностью отвечающие сами за своё питание, часто являются носителями
альфа-комплекса, они не доверяют взрослым заботу о себе и сами решают,
что, когда, как и сколько им есть. Если взрослые пытаются вмешиваться в
этот процесс с помощью ультимативных методов, дети сопротивляются,
перестают есть, начинают контролировать своё питание ещё сильнее. Гордон
Ньюфелд работал со многими подростками-анорексиками, каждый из них был в
позиции застрявшей альфы. Конечно, в альфу их привело не то, что они
сами заботились о своём питании, скорее наоборот, это характерный
признак альфа-детей, которые забирают у взрослых все решения о том, что
происходит в их жизни, включая еду. Однако почти наверняка можно
сказать, что дети, хронически застрявшие в позиции альфы, будут
демонстрировать сложности с едой, потому что они сопротивляются
практически всей заботе, идущей от взрослых. Решать такие проблемы
следует начинать именно с альфа-комплекса, а не с тех симптомов, в
которых он проявляется (отказ от еды, переедание, питание очень
ограниченным набором продуктов, чувствительность к способам подачи еды,
её текстуре, температуре и т.д.) Война с симптомами может разрушить и
пищевое поведение, и привязанность, из этой ситуации выбраться будет
очень сложно.
Вне дома
Если ребёнок часто ест вне дома и у него есть сложности с питанием, то имеет смысл провести
подготовительную работу с теми, кто будет его кормить, так же, как мы
«сватаем» его тем, кто о нём заботится в наше отсутствие. Проговорить им
пищевые привычки ребёнка, его право не доедать, если не хочет, или не
есть вообще. Разрешить ребёнку следовать своей пищевой интуиции,
ссылаться на родителя, как на авторитет.
В этом тексте я затронула влияние на пищевое поведение привязанности и альфа-комплекса,
но этим не ограничивается список процессов, которые могут существенно
влиять на следование ребёнком своему аппетиту. Среди них могут быть
различные эмоции, повышенное стремление к близости, чувствительность,
тревожность, психологические травмы и защиты (некоторые могут
блокировать чувство голода), противление. При наличии серьёзных проблем
просто разрешить детям есть всё, что они захотят, не приведёт к
формированию у них правильного питания, иногда придётся сначала
разобраться с существующими установками, прежде чем отпускать их в
свободное плавание.
Дети и еда
Мне очень нравится интуитивный подход к питанию, который на русскоговорящем пространстве популяризируется центром Intueat, и Институт Ньюфелдатоже не остаётся в стороне от вопроса о детской еде. Но рассматривают
они его с разных точек зрения. У меня давно бродит идея эти подходы
«поженить», найти общую основу и совместить их для практического
использования так, чтобы взять из них лучшее, дополнить один другим. Я
хочу попытаться это сделать с вашей помощью – я опишу теоретические
основы и своё видение, а вас прошу в комментариях высказывать своё
мнение, дополнять примерами, спорить с логикой моих рассуждений тоже
можно :) К сожалению, не в моей компетенции ответить на вопросы о том,
как накормить конкретного ребёнка полезной едой, за этим лучше
обратиться по ссылкам выше.
За основу рассуждений я беру посты Светланы Бронниковой про интуитивное
питание, недавнюю лекцию центра Интуит про детское питание, вопрос-ответ
с преподавателем Института Ньюфелда Тамарой Страйжек о проблемах с едой
и свои знания, полученные в процессе учёбы в этом институте, куда ж их
денешь :)
Итак, есть идея питания по запросу организма – слушание
своего голода и насыщения, потребностей в определённой еде, интуиции.
Это в нас заложено и работает автоматически с рождения. Если детям этот
механизм не испортить, то, в теории, они будут выбирать ту еду, которая
нужна им для правильного развития, использовать её по предназначению
(для утоления физического голода, а не неврозов, например), вовремя
останавливаться, а их питание будет здоровым и благополучным. Есть
известный эксперимент с неблагополучными детьми, которые сами выбирали
свою еду в течение нескольких месяцев, в результате чего их диета
оказалась полезной и сбалансированной, показатели здоровья улучшились. С
этой частью вроде бы всё понятно.
Но дети у нас существуют не сами по себе, они находятся в социуме, в котором вокруг еды сложилисьопределённые ритуалы и правила. Самый влиятельный социум для ребёнка –
его семья, так что без разговора о привязанности мы не обойдёмся :) У
млекопитающих стремление к привязанности сильнее, чем голод (см.
эксперименты Харлоу с обезьянками), и это логично: побежишь за едой и
отстанешь от родителей – наешься один раз, а дальше что? Если побежишь
за родителями, они накормят тебя и сейчас, и завтра. Привязанность и
проблемы с ней не могут не влиять на детское питание, это неизбежно.
Именно привязанность создаёт обстановку, в которой ребёнок может
спокойно почувствовать свой голод и насыщение.
Одно из проявлений родительской заботы – кормление ребёнка, это мощный ритуал поддержания привязанности, говорящий: «Я всё предусмотрел, эта еда безопасна, я
выбрал её для тебя, ты можешь мне довериться, расслабься и кушай
спокойно, у меня всё под контролем». Мы лучше едим и чувствуем свои
потребности в пище в спокойной обстановке с приятными нам людьми. В
некомфортной компании «кусок в горло не лезет», а за праздничными
застольями мы часто переедаем под влиянием коллективной атмосферы. Те, с
кем мы едим, влияют даже на нас, взрослых, а для детей это ещё более
справедливо. И дело даже не в том, что дети больше копируют наши
привычки – то, что мы делаем, а не то, что мы им говорим. Их
привязанность к нам (через похожесть и другие уровни) заставляет их
отдавать приоритет нашим с ними отношениям, а не собственному аппетиту и
голоду. Если бы это было не так, то у нас не было бы целых поколений
людей с нарушенным пищевым поведением, да и интуитивное питание не
получило бы такую популярность – все и так слушали бы себя и ели бы
осознанно. Но ситуация обстоит иначе, в нашей голове существует целый
набор штампов, на которые мы опираемся и которые передаём детям: десерт
только после основного блюда, дети не должны мало или много весить, надо
доесть всё на тарелке, есть нужно в строго определённое время, каждый
приём пищи должен быть полноценным, к мясу положен гарнир, сильно
солёное или сладкое – вредно, есть «полезная» и «вредная» еда, на обед
нужно есть суп, на завтрак кашу, фрукт на обед – «не еда» и так далее.
Всё это нам вложили в голову наши привязанности и ради них мы отказались
от своих ощущений и потребностей ещё в детстве. Сейчас у нас есть шанс
помочь нашим детям обрести здоровые привычки в питании и хоть немного
разгрести эти установки.
Еда – это также один из основных компенсаторных механизмов при психологических травмах. При переваривании пищи у нас активируется парасимпатическая нервная система, мы
успокаиваемся и расслабляемся. Недавнее исследование 57 000 женщин
показало, что те, кто испытал сексуальное или физическое насилие в
детстве, в два раза более склонны к перееданию и излишнему набору веса. В
этой же статье приводится шокирующий пример про то, что люди,
перенёсшие бариатрическую операцию (уменьшение объёма желудка), попадали
потом в психиатрические клиники - у них забрали то, с помощью чего они
справлялись с проблемами, и проблемы их накрывали с головой.
Таким образом, перед нами стоит задача из двух частей:
1) взять ответственность за ситуацию с едой на себя, создать атмосферу
заботы, расслабить детей, предложить им больше еды, чем требуется
(насыщает именно изобилие, как и в случае с привязанностью), избавить их
от каких-либо волнений, связанных с едой; 2) вовремя остановиться и не
передавить своей заботой их собственные ощущения от еды, не впасть в
гиперопеку, дать им построить с пищей свои уникальные отношения, научить
слышать голод и насыщение.
Как выполнить эти задачи в рамках конкретной семьи, учитывая интересы всех её членов, - творческая работа каждого отдельного родителя, общих рецептов тут нет и быть не может.
Чтобы соблюсти правильный баланс, стоит помнить про оба этих компонента и
сочетать их. Не стоит также забывать, что идеал недостижим, без ошибок
мы не обойдёмся, и речь идёт про общее направление, фон, который
сопровождает приём пищи, а не погоню за деталями, за которые мы себе
поставим галочки. Наш глобальный посыл более важен, чем соблюдение
частностей.
В нашей семье мы спокойно относимся к порядку блюд,
разрешаем детям есть сладкое перед основной едой или вместо неё. Моя
дочь как-то ела мороженое, увидела котлету, отложила мороженку, слопала
котлету и вернулась обратно к мороженке :) В тот момент я поняла, что
этот подход действительно работает! Но общий объём сладостей в день я,
например, ограничиваю. Насколько вы готовы довериться детской и своей
интуиции и отпустить контроль над процессом – личное дело каждого :)
Накидаю свои идеи, как можно осуществлять всё это на практике.
Избыточность
В обоих подходах есть концепция избыточности, которая очень важна для
создания ощущения достаточности и спокойствия. Если у вас в холодильнике
килограмм пирожных, то вряд ли возникнет желание слопать их прямо
сейчас, потому что на завтра не хватит. Наличие еды в избыточном
количестве расслабляет нас, снижает «психологический голод». То же самое
с привязанностью – если нам дают заботы больше, чем нам нужно, то нам
не приходится по ней голодать, постоянно искать, выпрашивать и хватать
каждую крошку. Постоянное наличие еды, её выбор и щедрое предложение –
необходимые условия для развития правильного пищевого поведения. Эта
концепция воплощается у Гордона Ньюфелда в метафоре пира, застолья. Если
посмотреть, как принимают гостей в восточных культурах, то мы увидим
тот же подход – избыточность, разнообразие еды, создание
доброжелательной атмосферы, приятные беседы за столом, поддержание
привязанности и альфа-позиции хозяев через ритуалы – всё уже придумано
до нас :) Можно взять за ориентир подобные традиции, понаблюдать за
семьями, в которых это ещё сохранилось.
Инициатива и альфа
За предложение еды и организацию приёмов пищи отвечает альфа, то есть
родитель. Инициатива должна исходить от него. На нём непростая задача –
учитывать привычки и предпочтения членов семьи, готовить то, что им
нравится, знать время, когда они проголодаются, давать хотя бы
минимальный выбор блюд, брать перекусы с собой, если планируется долго
быть вне дома. Дети не должны волноваться об этом, иначе у них возникнет
соблазн перехватить инициативу.
Альфа дирижирует процессом:
готовит и накрывает на стол, организует своих помощников, зовёт всех
кушать. Мои бабушки обычно сами раскладывали еду по тарелкам, а
помогающие им просто их относили на стол и потом убирали, то есть,
бабушки сами определяли размер порции (можно было попросить добавку) и
никто кроме них не дотрагивался до кастрюль. Думаю, что это было
неспроста так устроено, жаль, что мы утратили эти ритуалы в наше время,
хотя в некоторых семьях гостям до сих пор не разрешено заходить на
кухню, самим убирать тарелки или (боже упаси!) мыть их. Самообслуживание
в гостях раньше было непринято.
Остальные члены семьи выбирают из предложенного, что они будут есть и сколько, останавливаются, когда нужно. Само собой, что уговаривать и шантажировать едой не стоит, очень важно уметь услышать отказ ребёнка и не пытаться через угрозы или через
любовь к вам его преодолевать. Нам нужно научиться не мешать детям
слушать свой голод и насыщение, предлагать, но не настаивать, не
заставлять доедать, не говорить, что они мало поели (это наше видение, а
не их), не создавать у них в глазах образы «неправильной» еды.
Нам самим стоит подавать детям правильный пример за столом – а это самое
сложное! :) К себе стоит применять тот же самый заботливый и
уважительный подход, что и к детям: не ругать себя, не заставлять, не
ограничивать и не насиловать в какой-либо форме, тем более так, чтобы
детям это становилось заметно.
Атмосфера
Очень важно создавать благоприятную обстановку за столом – мирные разговоры,
доброжелательный настрой, контакт глаз, улыбки, темы, поддерживающие
привязанность и вызывающие хорошие эмоции (не обсуждать проблемы, не
отчитывать за успеваемость в школе). Чем меньше негативных эмоций
сопровождает еду, по любым поводам, тем всем будет проще. Семейный обед
или ужин хотя бы раз в день – это такой оазис принятия и спокойствия в
нашем нервном мире, он нужен и взрослым, и детям.
Когда мы постоянно испытываем стресс, организм готовится к неприятностям и
запасается калориями впрок. Поэтому при длительном стрессе люди полнеют,
даже если не переедают (больше усваивается, видимо).
Необходимо также исключить за столом то, что сильно развлекает, уводит внимание от
еды, особенно телевизоры и электронные устройства. Если наши мысли
поглощены интересной передачей или игрой, то нам сложно будет
почувствовать момент насыщения. Ещё в древнем индийском подходе к
здоровью, аюрведе, рекомендовалось во время еды полностью уделять
внимание этому процессу, быть в моменте, кушать осознанно, не
допускались даже разговоры.
Альфа-комплекс у детей
Дети, полностью отвечающие сами за своё питание, часто являются носителями
альфа-комплекса, они не доверяют взрослым заботу о себе и сами решают,
что, когда, как и сколько им есть. Если взрослые пытаются вмешиваться в
этот процесс с помощью ультимативных методов, дети сопротивляются,
перестают есть, начинают контролировать своё питание ещё сильнее. Гордон
Ньюфелд работал со многими подростками-анорексиками, каждый из них был в
позиции застрявшей альфы. Конечно, в альфу их привело не то, что они
сами заботились о своём питании, скорее наоборот, это характерный
признак альфа-детей, которые забирают у взрослых все решения о том, что
происходит в их жизни, включая еду. Однако почти наверняка можно
сказать, что дети, хронически застрявшие в позиции альфы, будут
демонстрировать сложности с едой, потому что они сопротивляются
практически всей заботе, идущей от взрослых. Решать такие проблемы
следует начинать именно с альфа-комплекса, а не с тех симптомов, в
которых он проявляется (отказ от еды, переедание, питание очень
ограниченным набором продуктов, чувствительность к способам подачи еды,
её текстуре, температуре и т.д.) Война с симптомами может разрушить и
пищевое поведение, и привязанность, из этой ситуации выбраться будет
очень сложно.
Вне дома
Если ребёнок часто ест вне дома и у него есть сложности с питанием, то имеет смысл провести
подготовительную работу с теми, кто будет его кормить, так же, как мы
«сватаем» его тем, кто о нём заботится в наше отсутствие. Проговорить им
пищевые привычки ребёнка, его право не доедать, если не хочет, или не
есть вообще. Разрешить ребёнку следовать своей пищевой интуиции,
ссылаться на родителя, как на авторитет.
В этом тексте я затронула влияние на пищевое поведение привязанности и альфа-комплекса,
но этим не ограничивается список процессов, которые могут существенно
влиять на следование ребёнком своему аппетиту. Среди них могут быть
различные эмоции, повышенное стремление к близости, чувствительность,
тревожность, психологические травмы и защиты (некоторые могут
блокировать чувство голода), противление. При наличии серьёзных проблем
просто разрешить детям есть всё, что они захотят, не приведёт к
формированию у них правильного питания, иногда придётся сначала
разобраться с существующими установками, прежде чем отпускать их в
свободное плавание.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)